 ... 
            назад
... 
            назад
          В отделении путешественников продержали 
            почти до утра. Они сидели в зарешеченном углу на лавочке напротив 
            милиционера, который записывал что-то в толстую тетрадь и, казалось, 
            забыл о задержанных. Никакие их вопросы, просьбы и прочие попытки 
            обратить на себя внимание до милиционера не доходили. Другие задержанные 
            за ночь коротышки сидели смирно в общей клетке и не шумели. Лишь когда 
            за окном начало светать, милиционер спрятал тетрадь в ящик стола и 
            запер его на замок. Затем он достал одну из банкнот в сто фертингов, 
            которыми Спрутс пытался расплатиться в ресторане, поглядел ее на просвет, 
            а затем в лупу. Наконец он изрек:
          – Понятно.
          Незнайка все это время рассматривал 
            милиционера, пытаясь вспомнить, где же он его видел. Незнайка стал 
            перебирать в памяти всех своих знакомых на Земле и на Луне, но, поскольку 
            знакомых у него была тьма-тьмущая, он невольно стал вспоминать все 
            связанные с ними смешные истории. Вспомнив, как Авоська и Небоська 
            выбрасывали балласт с воздушного шара, он не удержался и прыснул со 
            смеху. Милиционер покосился на него и спросил:
          – Нравится у нас?
          – Не знаю, – ответил Незнайка.
          – Так, значит, деньги подделываем... – 
            начал свой милицейский разговор милиционер.
          – Деньги настоящие, – перебил 
            его Спрутс.
          – Настоящие? Что-то я таких не видел. 
            А ну-ка давайте ваши паспорта.
          – Что-что?
          – Паспорта.
          – А это что такое? – недоуменно 
            переглянулись Незнайка и Спрутс.
          – Вы что, с Луны свалились?
          – Вот именно, как вы сказали. Именно 
            с Луны, – с достоинством проговорил Спрутс. – Я действительно 
            являюсь жителем Луны, и деньги, которые вы держите в руках, имеют 
            хождение на Луне.
          Милиционер поглядел в окошко. Луны 
            не было видно. Он сурово насупился и сказал:
          – Но-но, нечего мне тут лапшу на 
            уши вешать. А вы тоже с Луны?
          – Нет, – ответил Незнайка, – 
            но я вроде бы тоже иностранец.
          – Тоже со своими деньгами?
          – Нет, у нас вообще деньги не приняты. 
            Видите ли, мы попали сюда случайно.
          – Все случайности закономерны, – 
            загадочно высказался милиционер.
          – Это как это? – спросил Незнайка.
          – Диалектика, – объяснил милиционер 
            и хитро подмигнул, – случайности закономерны, а закономерности 
            случайны. Понятно?
          Все трое помолчали.
          – Хорошо, – сказал Спрутс, – 
            что нам нужно делать, чтобы помочь вам исполнить служебный долг или 
            хотя бы не мешать вам его исполнять?
          – Вообще-то вам лучше во всем честно 
            признаться, – изрек милиционер еще более загадочную фразу.
          – В чем?
          – Известно в чем.
          – Мы не понимаем.
          – Ну вы как дети. Смешно вас слушать.
          – Ну а все-таки?
          – В том, что вы есть Мига и Жулио, 
            известные преступники. И нечего отпираться. Вас опознали. Ваши сообщники 
            уже во всем сознались.
          – В чем сознались?
          – Известно в чем.
          Вновь повисла пауза. Милиционер спокойно 
            смотрел на путешественников, видимо ожидая, что они вот-вот признаются 
            в немыслимых преступлениях.
          Незнайка не выдержал первым и спросил:
          – А что такое паспорта?
          Милиционер показал маленькую книжечку 
            с фотографией.
          – А зачем они?
          – Как же зачем? Ну вы как дети, честное 
            слово. Ведь у пылесосов есть паспорта? Есть. У телевизоров есть? Есть. 
            У стиральных машин есть? У любой вещи есть. А почему у коротышек не 
            должно быть? Чем они хуже?
          – Гм... Логично, – сказал Спрутс.
          – Я сам знаю, что логично, а что 
            нелогично, – заявил милиционер и зевнул. Он посмотрел в окно, 
            где из-за туч выглянул краешек Луны. – Ага! Итак, вы живете на 
            Луне.
          – Да, живу. В городе Брехенвилле.
          – Ага, в Брехенвилле, значит. Ну 
            и как там?
          – Ничего себе.
          – Отвечайте на вопрос.
          – В принципе неплохо.
          – Так, понятно, значит, не хотим 
            по-хорошему разговаривать.
          – Почему же не хотим, – возразил 
            Спрутс, – мы же отвечаем на ваши вопросы.
          – Нехорошо вы отвечаете. С подтекстом. 
            С подковырками. Нехорошо.
          – Да как умеем.
          – Ну что ж, раз вы только так умеете… 
            Я вас упрашивать не буду. Посмотрим, что вы скажете Свистулькину. 
            Он как раз скоро должен прийти. Вы там все такие на Луне, в вашем 
            этом Брехе… Как-как город-то называется?
          – Брехенвилль.
          – Ну и что там в вашем Брехенвилле 
            происходит?
          – Там живут коротышки, – ответил 
            Спрутс.
          – И где они там живут?
          – В домах.
          – Значит, в домах. На Луне.
          – Ну не совсем на Луне, внутри. Там 
            у нас города целые.
          – Ага, города внутри Луны. С домами. 
            И из чего они, дома эти, сделаны?
          – Из камня, из железа, из бетона.
          – И вы там живете… На каком этаже?
          – Я в пентхаузе живу. Наверху то 
            есть. Мы, богатые и уважаемые коротышки, обычно живем в пентхаузах, 
            на крышах небоскребов.
          – Значит, внутри Луны есть дома, 
            сделанные из камня, железа и бетона. И вы там, богатые и уважаемые, 
            живете. В этих небоскребах, значит, в пентхаузах всяких. В кондоминиумах, 
            всяческих дормиториях. Так?
          – Ну да. Не в саклях же.
          Это слово произвело на милиционера 
            неожиданное действие.
          – Сакля! Сакля! – закричал он, 
            подпрыгнув на стуле, – вот оно, “сакля”! Ну конечно! Рифма к 
            слову “пакля”! Я же столько лет искал ее! И точно, жилище горца! Сакля-пакля! 
            Ха! Урра! Сейчас попробую... И вот, зашел я в твою саклю, а ты тарам-пам-парам 
            паклю... Годится!
          – Так вы еще и поэт? – криво 
            усмехнулся Спрутс.
          Милиционер густо покраснел:
          – Ну, вообще-то я только учусь. Настоящий 
            поэт – это Свистулькин, наш начальник отделения!
          – Ах, вас тут двое таких?
          – Почему двое? У нас все милиционеры 
            поэты. Без этого в милицию не берут. Чины назначаются по глубине поэтического 
            чувства. И по афористичности приказов и лозунгов.
          – А преступников ловить?
          – Чтобы ловить преступников, нужно 
            иметь соответствующий боевой настрой, это сродни вдохновению. Если 
            стихов не пишешь, то вдохновения никогда не почувствуешь. Тогда и 
            боевой настрой не сможешь в себе вызвать. Преступники хитры и их так 
            просто не поймаешь. Да, да… сакля! Вот оно! Вы видно, знаете толк 
            в стихах. В милиции не служили? Сейчас…
          Он порылся в столе и извлек густо 
            исчерканную бумагу.
          – Вот, слушайте. Это мое лучшее стихотворение, 
            вернее оно будет лучшим, когда я его закончу. Там вроде бы все слова 
            на месте, но чего-то не хватает. Я это чувствую. Сейчас вы его прослушаете 
            и скажете, чего не хватает. Тут, правда, еще начало подкачало… В общем, 
            так:
          Там, где лес от совиного крика
            Дрожит и не видно ни зги,
            Крадутся Жулио и Мига,
            Подлые наши враги.
          Спят коротышки в час поздний,
            Но враги не умерили прыть.
            Жулио плетет свои козни,
            Мига мешает нам жить.
          Схватить Жулио и Мигу! –
            Возмущены города.
            Наказать Жулио и Мигу! –
            Гудят по стране провода.
          Жулио и Мига не смеют
            Счастью мешать и труду.
            Положено им возмездье,
            Поверьте, они не уйдут!
          – Ой, что же это такое, братцы! – 
            пролепетал Незнайка.
          – Ну как? – спросил милиционер.
          – Бесподобно, – сказал Спрутс 
            и незаметно подтолкнул Незнайку. Тот вжался в стул и во все глаза 
            смотрел на милиционера. Он узнал его – это была точная копия 
            поэта Цветика, вернее это был Цветик собственной персоной, просто 
            трудно было его сразу узнать в форме милиционера.
          – Да, превосходные стихи, – 
            продолжил тем временем Спрутс, – прямые мужские слова! “Схватить 
            Жулио и Мигу!” Ух, как это правильно! Эти негодяи вместе с этим иудой 
            Крабсом украли у меня миллион. Сейчас мне уже все равно, но тогда 
            я был зол и, если бы обладал таким же несравненным поэтическим даром, 
            я не мог бы выразиться точнее. Браво! Браво! Настоящее, лапидарное 
            искусство!
          – Как вы сказали, “лапидарное”? – 
            переспросил милиционер-Цветик, густо покраснев от обилия похвал. – 
            Значит, вам понравилось?
          – О, о, я в восторге! Бдительный, 
            суровый страж порядка, и в тоже время такой яркий талант! И, конечно, 
            зря вы думаете, что чего-то не хватает – это же законченное произведение 
            искусства! Отбросьте ложную скромность. Дальше украшать – только 
            портить! Незнайка, что же ты молчишь?
          – А... да... Цветик! Это же Цветик! –Незнайка, 
            несмело указывал на милиционера пальцем.
          – Да, меня зовут капитан Цветик, – 
            ответил Цветик, но Спрутс перебил его:
          – Вот видите, мой приятель лишился 
            дара речи, – такой неожиданный, так сказать, эстетический шок 
            постиг его! Признаться, он глуповат и его еще надо готовить к общению 
            с прекрасным.
          – Честно говоря, – промурлыкал 
            Цветик, слегка жеманясь и оттого уже без сомнения похожий на самого 
            себя, – это мое стихотворение – экспромт, но экспромт, выношенный 
            долгими бессонными ночами. Когда идешь на задание брать опасного бандита 
            или просто сидишь в засаде, когда прикрываешь в перестрелке друга – 
            тогда где-то внутри зреет некое настроение. Эти стихи – лишь 
            слабая тень моей сложной, да, без ложной скромности я повторю, сложной 
            душевной жизни. Да, кстати, вот прекрасная рифма: “ложный–сложный”. 
            Ее надо бы записать...
          Цветик начал рыться в бумагах, но 
            вместо того чтобы записать рифму, сказал: 
          – Сейчас я выпишу вам паспорта. Я 
            вижу, что вы люди честные, просто запутались. Итак, ваше имя.
          – Спрутс, – ответил Спрутс и 
            снова толкнул Незнайку локтем.
          – Спрутс... гм, странное имя, – 
            заметил Цветик, – пожалуй, оно не подходит.
          – Да, оно может не нравиться, но 
            я к нему привык, – с достоинством заявил Спрутс и приосанился 
            на стуле. Цветик немного подумал, заполнил паспорт Спрутса и вопросительно 
            взглянул на Незнайку.
          Тот совсем остолбенел. Он был еще 
            не в силах оправиться от мрачного ужаса, внушаемого превращениями 
            друзей. Теперь не оставалось никаких сомнений, что перед ним самый 
            настоящий Цветик, только в милицейской форме и в каком-то дурном сне. 
            
          – Цветик... – прохрипел Незнайка.
          – Да, да, я капитан Цветик, – 
            подтвердил милиционер, но в глазах его не промелькнуло ни тени узнавания.
          – Его зовут Незнайка, – раздраженно 
            сказал Спрутс и снова толкнул локтем Незнайку, да так, что тот чуть 
            не упал со стула.
          – Хорошее имя. –Цветик, быстренько 
            заполнил второй паспорт и вручил оба паспорта Спрутсу со словами: 
            – Храните паспорта во внутренних карманах, чтобы не украли Мига и 
            Жулио. Носите их всегда с собой. Вас я назначаю старшим.
          – Цветик, это я, Незнайка, – 
            пролепетал Незнайка, но тот ответил:
          – Да, да, я ничего не спутал, гражданин 
            Незнайко. До свиданья, прошу вас не задерживаться, у нас много дел.
          – Учись, Незнайка, – сказал 
            Спрутс уже на улице, – учись, как надо влиять на людей. Стоило 
            мне похвалить его идиотские стихи, как он сразу растаял. Кстати, откуда 
            ты знаешь его? И чего ты сидел как пень? Я же тебя все время локтем 
            толкал, чтобы ты тоже его похвалил, а то мне одному пришлось ужом 
            перед ним извиваться.
          Незнайка объяснил Спрутсу, что капитан 
            Цветик и поэт Цветик из Цветочного города – одно и то же лицо. 
            Спрутс удивился, но потом отмахнулся: 
          – Этого не может быть. Тогда бы он 
            тебя узнал.
          – Может, эта клепкина машина все 
            так перевернула? – предположил Незнайка. Спрутс отмахнулся:
          – Просто они очень похожи. Такое 
            бывает. Однако посмотрим, что за штука эти паспорта. – Он открыл 
            паспорт Незнайки. – Э, ошибочку сделал твой Цветик. Вот балда-то.
          Вместо имени “Незнайка” стояло “Незнайко”.
          Незнайка равнодушно пожал плечами 
            и запихал паспорт во внутренний карман своей курточки. Он был слишком 
            занят мыслями о таинственном превращении Пачкули и Цветика и загадке 
            клепкиной машины.
          Зато Спрутса ждал удар, да еще какой! 
            В его паспорте вместо гордого имени Спрутс, когда-то грозного и значительного, 
            да и теперь не изгладившегося из памяти лунных коротышек, стояло нечто 
            необъяснимое: “Прутковский”.
          Спрутс подпрыгнул, как ужаленный. 
            Он бросился обратно в отделение. Незнайка остался на улице. Из отделения 
            сначала доносились крики Спрутса, затем послышался шум борьбы, и два 
            милиционера выставили упирающегося и орущего Спрутса на улицу.
          – Негодяи! – кричал Спрутс. – 
            Это произвол! Я Спрутс, а не какой-нибудь там замухрышка! Меня вся 
            Луна боялась!..
          Дверь захлопнулась перед его носом. 
            Спрутс еще немного побушевал, потом успокоился и сказал:
          – Да чего это я? Мало ли что написано 
            в картонной книжечке. В конце концов каждый коротышка есть то, что 
            он есть, а не то, что кем-то где-то записано.
          Как и все деловые коротышки, Спрутс 
            трезво оценивал ситуацию и не давал волю настроениям. Он сразу принял 
            правильное решение – найти гостиницу и устроиться там.
          Стояло еще раннее утро, улицы были 
            почти безлюдны.
          Они снова вышли к площади. Небо прояснилось, 
            и Незнайка, случайно бросив взгляд вверх, остолбенел. Спрутс, посмотрев 
            туда же, тоже застыл как вкопанный.
          Туман рассеялся.