 ... 
            назад
... 
            назад
          У входа на выставку бурлила толпа – 
            но не потому, что желающих осмотреть творения Каменюшкина было много, 
            а из-за того, что, как всегда, для прохода в выставочных зал из всего 
            множества дверей была открыта только одна дверь.
          Путешественники, впрочем, не стали 
            толкаться, а обошли здание и нашли обнаружили еще одну дверь, через 
            которую шмыгали все, кому не лень.
          У двери болтался коротышка в военной 
            фуражке без опознавательных знаков и делал вид, что никого не пускает. 
            Спрутс уверенно прошел мимо него, но Незнайке бдительный страж все 
            же осмелился преградить дорогу.
          – Пресса, – небрежно бросил 
            Незнайка, и тот отскочил в сторону.
          Выставка состояла из лабиринта залов, 
            в которых толпились охочие до искусства Каменюшкина коротышки. В одном 
            из залов стояли уменьшенные копии статуй Всезнайки и знаменитых волшебиков, 
            снабженные зубодробительными пояснениями. В другом зале были выставлены 
            отвратительные железяки, самую мерзкую из которых путешественники 
            видели на рекламном плакате. Она вызывали наибольшее столпотворение 
            и восторженные восклицания. Зал то и дело озарялся фотовспышками. 
            В третьем зале висели портреты так называемых “наших современников”. 
            Путешественники невольно задержались в этом зале, потому что увидели 
            портрет Пилюлькина с лозунгом “Всех лечить!”. Соседний портрет изображал 
            бывшего милиционера Цветика с лозунгом “Всех - ловить!”. Другой - 
          Пилюлькина с лозунгом "Всех - лечить!". Далее следовали 
            портреты повара – “Всех - кормить!”, учителя – “Всех - учить!”, 
            прокурора – “Всех - сажать!”, адвоката – “Всех - отпускать!” 
            и так далее. Завершал серию портрет Бубы-Пончика – “Всех - мочить!”.
          Наконец они нашли зал, заполненный 
            скульптурами Каменюшкина, а также обнаружили самого Каменюшкина, раздающего 
            автографы восторженным поклонникам.
          Путешественников он заметил издали 
            и приветливо помахал рукой.
          – Здорово, шизоиды!
          – Сам шизоид, – ответил Спрутс. – 
            У нас к тебе дело. 
          – Как вам моя нетленка? Восхитились 
            уже?
          – И не подумали. Нам твоих Всезнаек 
            за глаза хватит.
          Каменюшкин совершенно не обиделся 
            такому отношению к своим творениям. Видимо, он и сам был о них невысокого 
            мнения.
          – Пошли в мою студию. Это здесь рядом.
          В студии, представлявшей из себя 
            большое помещение, полное недоизваянных скульптур и всякого хлама, 
            Спрутс изложил Каменюшкину идею замены мрамора на пластмассу.
          – А, и вы туда же! – захихикал 
            Каменюшкин.
          – А что, уже есть конкуренты? – 
            насторожился Незнайка.
          – Ну вот, я так и знал, опередили, – 
            Спрутс был сильно недоволен.
          – Никто еще вас не опередил, – 
            успокоил Каменюшкин, – шлялись тут всякие, но вместо деловых 
            предложений одни обещания без гарантий оставляли. Ты, мол, нам дай 
            всю документацию, а мы, мол, тебя не забудем, известим, когда деньги 
            получать. Ишь, дурака нашли. Вы первые, у кого хоть деньги есть. С 
            деловыми коротышкам приятно дело иметь.
          – Значит, мрамор на месте? – 
            обрадовался Спрутс.
          – Конечно! А документация, в которой 
            описано, где какой сорт, у меня. Заплатите – будет ваша. Вот 
            моя цена.
          Он написал на бумажке несколько цифр. 
            Это была совсем незначительная сумма по сравнению с тем, сколько лежало 
            в портфеле.
          – По рукам! – поспешил ухватить 
            удачу Спрутс.
          – Эх, не продешевил ли я? – 
            спохватился Каменюшкин. – Нет, так, пожалуй, дело не пойдет! 
            Платите в два раза больше!
          – Но мы же договорились!
          – Подумаешь, договорились. А мы передоговоримся.
          – Но как же… Ладно, пусть будет по-твоему…
          – Э-э, нет, больно вы легко соглашаетесь! 
            Давайте еще в два раза увеличим.
          – Но это же… Нет, я на это не пойду.
          – У вас нету столько?
          – Есть, но я все равно не соглашусь. 
            Из принципа. Нельзя так договариваться. Так дела не делаются, – 
            возмущенно заявил Спрутс.
          – А я что, знаю, как они делаются? – 
            простодушно развел руками Каменюшкин. – Делаю как могу.
          Спрутс набрал побольше воздух в легкие 
            и начал ожесточенно торговаться.
          Незнайка быстро прикинул, что, несмотря 
            на жадность Каменюшкина, оспариваемая сумма вряд ли могла сильно облегчить 
            их портфель, но вмешиваться в дела Спрутса не стал. Раз торгуется, 
            значит, так надо.
          Он встал и пошел по мастерской осматривать 
            творения Каменюшкина. Они представляли из себя никчемные железяки, 
            гнутые, ржавые, совершенно не красивые, даже уродливые.
          Однако железяки эти были заботливо 
            водружены на подставочки и снабжены латунными табличками с надписями, 
            например: “Метиз №207”, “Метиз с моего двора”, “Задумчивый метиз”, 
            “Метиз с западной помойки” и тому подобными.
          Почему такую гадость нужно было выставлять 
            на выставке, Незнайка не понимал. Он еще долго терялся бы в догадках, 
            если бы случайно не наткнулся красивую книжечку с фотографией Каменюшкина 
            на обложке. Эта книжечка как раз содержала популярные объяснения, 
            почему некоторые железки нужно считать произведениями искусства.
          Например, книга утверждала:
          “Земля наша, богатая и обильная, 
            рожает не только злаки, туки и руды, но и метизы, сиречь готовые металлоизделия. 
            То там, то сям из земли торчат рельсы, якоря, шестерни, невесть каким 
            ураганом принесенные и вдолбанные в почву...”
          Оказывается, Каменюшкин собирал всякие 
            замысловатые железки, объявлял их метизами, а искусствовед, написавший 
            книжку, разводил вокруг них еще более замысловатые словесные кружева.
          После прочтения пары-тройки абзацев 
            из этой книжки Незнайка по-другому взглянул на творчество Каменюшкина. 
            В Цветочном городе скульпторов не было, а был художник Тюбик, рисовавший 
            в основном портреты. Незнайка, знакомый только с искусством Тюбика, 
            думал, что искусство – это когда портрет или пейзаж изображены 
            либо похоже, чтобы показать мастерство художника, либо красиво, чтобы 
            заказчик был доволен.
          Каменюшкин же осуществил третий подход – 
            произведением искусства объявлялся любой предмет и вокруг него плелась 
            целая паутина многозначительных разговоров и намеков. Всякий, кто 
            силился вникнуть в суть этих разговоров и разгадать намеки, попадал 
            в дурацкое положение, потому что все попытки что-то понять только 
            запутывали зрителя еще больше. Зритель чувствовал себя недоучкой и 
            идиотом и робел перед непостижимым гением Каменюшкина, чего тот и 
            добивался. Находясь в дурацком положении, зритель, естественно, не 
            хотел этого никому показать и вынужден был повторять с умным видом 
            фразы об искусстве Каменюшкина другим зрителям.
          Но надо сказать, что искусство Каменюшкина 
            было не так уж и далеко от жизни. Незнайка вспомнил, что тоже встречал 
            в самых неожиданных местах торчащие из земли железки, а в городе Жирове 
            он чуть было не зацепился ребром за железный крюк, торчащий из стены 
            в неосвещенном подъезде. К счастью, Незнайка успел вовремя отскочить, 
            но все равно на боку осталась глубокая царапина. Спрутс тоже пострадал – 
            обо что-то порвал рукав рубашки и заработал ссадину. Однако, не обладая 
            талантом и проницательностью Каменюшкина, путешественники не осознавали, 
            что все время находились практически в музее под открытым небом. По 
            глупости они принимали эти железки за мусор и невежественно чертыхались, 
            натыкаясь на очередную железную дулю.
          Переходя от метиза к метизу, Незнайка 
            забрался в самую глубину мастерской и вдруг наткнулся на экспонат, 
            от которого волосы встали дыбом на его голове. На постаменте стояла 
            клепкина машина, которую они спрятали в кустах!
          Незнайка сначала не поверил своим 
            глазам, но табличка под постаментом гласила: “Метиз, найденный в кустах”, 
            и все сомнения рассеялись.
          Сперва он хотел бежать к Спрутсу, 
            но тот был слишком занят спорами с Каменюшкиным, и Незнайка решил 
            осмотреть машину и выяснить, не сломана ли она. Внешний осмотр убедил 
            его, что все в порядке, более того, машина была вычищена и ее металлические 
            детали ярко блестели.
          – Эй, Незнайка, где ты там? – 
            раздался голос Спрутса.
          Незнайка вернулся и увидел, что сделка 
            состоялась. Каменюшкин с довольным видом передал Спрутсу документацию 
            на свои творения.
          – Спасибо, нам пора, – начал 
            прощаться Спрутс.
          – Благодарю вас за ценнейшие советы, 
            желаю всяческих успехов, – отвечал Каменюшкин.
          – А можно приобрести у вас какое-нибудь 
            произведение искусства? – спросил Незнайка.
          – Да что вы, берите даром! Мы с вашим 
            товарищем только что именно об этом договорились! Какое хотите? Это? 
            Или вот это? Рекомендую “Метиз задумчивый”...
          – Мы попозже зайдем, – прервал 
            его Спрутс. – У нас еще впереди важное дело. 
          – Жду вас с нетерпением. – Каменюшкин 
            проводил их до дверей.
          – Зачем тебе-то эти кривуськи? – 
            поинтересовался Спрутс, когда они вышли из мастерской..
          – Так... потом узнаешь, – Незнайка 
            решил рассказать о своей находке не сейчас, а после посещения министерства, 
            чтобы не отвлекать Спрутса от их важной миссии. Пожалуй, подумал Незнайка, 
            у Каменюшкина клепкина машина будет в большей сохранности, чем в кустах.
          – Да мне-то что, бери раз даром дают.
          – А сколько ты ему в итоге заплатил? – 
            спросил Незнайка.
          – Нисколько.
          – Нисколько?
          – Я взамен научил его прибыльно продавать 
            произведения искусства. Он на них заработает гораздо больше, чем на 
            наших махинациях.
          – А разве такие произведения кому-то 
            нужны? Кто их купит?
          – Да тот же Жлобс. Если узнает, что 
            одно уже кто-то купил за большие деньги, обязательно от жадности купит 
            тоже. И другие иностранцы, как увидят, бросятся наперегонки. Цепная 
            реакция произойдет. А для этого не нужно искать, кто купит первым, 
            достаточно пустить слухи, устроить шумиху, договориться, чтобы организовали 
            скандал в прессе... Можно с тебя начать. Что ты там себе приглядел?
          – Потом расскажу. Это сюрприз.