Часть 1 Далее - Часть 2., Часть 2 Далее - Часть 2., Часть 3 Далее - Часть 2., Часть 4 Далее - Часть 2.

Психологические компоненты в управлении и истории или Русская национальная идея
(1998, 2012)

 

ВВЕДЕНИЕ

Русская национальная идея – это устоявшееся название для несуществующего пока решения набора задач, стоящих перед народами и обществом, еще недавно жившим в пределах границ СССР. На самом деле, идея, конечно не столько "русская", сколько "постсоветская" и тем более не одно-национальная. Задачи стоят одинаковые как перед русскими, так и перед татарами, удмуртами, тунгусами и прочими (и даже перед эмигрантами); схожие проблемы испытывают родственные русским славянские народы.

Решения нет прежде всего потому, что нет формулировки этих проблем.

Те решения, которые предлагаются сейчас, либо являются частными решениями слишком частных проблем, либо эти решения слишком общие, чтобы из их можно было бы вывести практические рекомендации. Что нам может дать, например, "соборность" и "духовность"? Ничего, кроме ностальгических песен. На такие частности, как производительность труда они не влияют.

Между тем, обилие ресурсов, образованность и активность населения, мощная промышленность, развитая инфраструктура и, наконец, богатый исторический опыт, не дают оснований к унынию. У нас есть все, чтобы не просто выжить, но и преуспеть. Решение где-то близко; части его лежат у нас перед глазами и нужно только сложить из отдельных элементов этой мозаики разумную картинку. Тогда мы воочию увидим, чего нам в этой картинке не достает и всякие комментарии и дискуссии отпадут сами собой.

Работа написана в 1998 году и обновлена в 2012.

Контекст

  • Правильная постановка задачи наполовину определяет ее решение. Правильная постановка задачи исключает всякие конъюнктурные, партийно-классовые, политические, националистические и прочие поверхностные соображения.
  • Страна находится в затруднительной ситуации, о которой она не имеет достаточной информации. Каждый гражданин также находится в ситуации, когда нужно принять решение в условиях неопределенности. Если бы граждане не чувствовали давления неких обстоятельств, понять природу которых они не могут и не знают, как от них избавиться, то ощущения кризиса в обществе не было бы и мы имели бы ситуацию застоя, когда только отдельные личности чувствовали смутную угрозу.
  • Принятие решения страной в условиях недостатка информации образуется из решений, которые ее граждане принимают в неопределенной ситуации. Именно “образуется”, а не механически “складывается” так как во-первых, каждый гражданин видит только часть проблем, а во-вторых, решения в масштабах страны не могут привести к успеху, если подавляющая часть населения не понимает их. Таким образом, хотя очевидны шаги, которые нужно предпринимать в масштабе страны, очевидна также и неосуществимость очень многих таких шагов; начинать изменения нужно с уровня интересов отдельного человека.
  • Поскольку лучше всего разработана теория принятия решений в науке менеджмента т.е. управления предприятий; фундаментальные положения этой науки можно применять без ограничения общности как к отдельному человеку, так и к обществу. В бизнесе ошибка влечет за собой не дискуссию, а потерю денег и карьеры, поэтому выводам теории менеджмента вполне можно доверять. Постановка задачи для страны должна мало чем отличается или не отличаться от постановки задачи перед фирмой. Тогда мы несколько сузим решение, но зато гарантируем приемлемую точность выводов.
  • В качестве основного логического приема используется аналогии, а не общепринятая диалектика. У меня с диалектикой трудности: либо я чего-то не понимаю, либо я один что-то понимаю, а остальные нет. Мышление аналогиями в науке вполне законно, как законен любой прием, применяемый разумно. В качестве объекта исследования выбраны метапонятия, то есть те понятия, которые воспринимаются самым нижним уровнем сознания. Метапонятием, например, является отношения человека и восприятие им времени. Человек не знает, что это такое, иногда даже ни разу не задумывается над этим, однако, разные культуры представляют время по-разному и строят свою хозяйственную и экономическую жизнь в зависимости от модели времени. Метапоянтия нельзя определить вербально, настолько они глубоко сидят. Но они оказывают действие, и это действие имеет границы и законы. Как тут применять диалектику, я не знаю, но аналогиями можно пользоваться. Аналогии, в частности, удобно использовать для сравнения частного случая с идеальным – на фоне идеального легко понять частное, как бы последнее не было искажено.
  • Ниже постоянно упоминается и считается аксиомой принцип Питера. Он основан на утверждении гласящим, что каждый руководитель при движении вверх по служебной лестнице стремится к уровню своей некомпетентности. Это утверждение никем не доказано, хотя ни у кого не вызывает серьезных возражений. Из принципа Питера следует, что административная пирамида через некоторое время заполняется некомпетентными людьми и начинает жить своей псевдожизнью, озабоченная только собственным выживанием.
  • Что такое парадигма? Парадигма - это пространство идей и законы движения в этом пространстве. В рамках парадигмы определены аксиомы, на которых выстраивается своя логика. Решения, вырабатываемые в рамках парадигмы, непротиворечивы и логичны. Критиковать их можно только по законам данной парадигмы.

Но на границах парадигмы - а она небезгранична - попадаются проблемы, решить которые в рамках данной парадигмы невозможно. Только выйдя за пределы одной парадигмы и освоив более широкую систему понятий, мы можем переформулировать задачу в других терминах и увидеть решение; решить же проблему в рамках же породившей ее парадигмы иногда просто невозможно.

  • Как это все читать? Обсуждения начинается с попыток ответа на вопрос, как человек принимает решения в обстановке неопределенности, когда времени нет, а цена решения высока. Сначала ситуация рассматривается на уровне предприятия, где ситуация исследована довольно хорошо. Затем выводы, сделанные в промышленности, переносятся на исторические события, в которых тоже человеку нужно принимать ответственные решения при недостатке информации. При этом значительно сужается пространство, в котором можно делать достоверные выводы, но тем не менее остается достаточно места для практически полезных решений. Затем подробно рассматривается ситуация в России.А дальше?
 

(С) Камиль Мусин, 1999